«Ой весна, весна – днём красна,
Что же ты, весна, принесла?».

 

А в Кривого Танця
Та не виведу Кінця,
Треба його та виводити,
Кінця, Ладу ізнаходити.
Треба його вести,
Як віночок плести;
Веду, веду та не виведу,
Плету, плету, та не виплету.

/Украинская гаивка/

Для облегчения родов роженицу
трижды водили через порог.

/Обряды восточных славян/

«Кривой Танец». Декорация Н.К. Рериха к балету на музыку И.Стравинского «Весна священная» (1913)

 

«Обновляющая» – так звучит в переводе имя богини весны Идунн у скандинавских народов. В священном саду Асгарда выращивает она золотые яблоки бессмертия, дарующие богам вечную молодость и красоту. Но помимо этого, Идунн – Весна – это богиня странствий и возвращений. 
Тема возвращений, действительно, актуальна, как никогда. Четыре планеты: Юпитер, Венера, Сатурн и Меркурий, одна за другой изменили направление своего движения с февраля по апрель.
Но именно танец Венеры – властительницы гармонии и любви, особенно полон мистического символизма.

Артур Рэкем. Иллюстрация к поэме "Песнь о Нибелунгах"

– А вода по камені,
А вода по білому,
Стиха йде, стиха йде.

В любой волшебной истории осознанный путь персонажа начинается с момента пересечения героем или героиней сказки границы двух миров. Точка Овна на зодиакальном круге, она же точка весеннего равноденствия на Колесе Года, как раз и знаменует собой эту важную грань.
Здесь смыкаются знаки Рыб и Овна, именно здесь, как пишет Авессалом Подводный в книге «Дома и поля зодиака»: «Происходит смена архетипа Растворения на Творение и Инь на Ян, и все это под покровом Глобального архетипа».

Идея глобального изменения мира, идея рождения нового и одновременно окончательного расставания со старым торжествует. Волны океана смывают все накопившиеся ошибки и неудачи, а небесный Огонь обновляет и пробуждает всё живое. Венера в течение весны проходит эту точку трижды.

Планета идёт вперед, останавливается ненадолго, потом возвращается назад, снова идет вперед. Со стороны это действительно напоминает древний узорчатый хоровод, «Кривой танец» – славянский весенний обряд – закличку.
Исполнялся он исключительно женщинами, которые цепочкой двигались за проводницей – ведущей, петляющей между тремя специально вбитыми колышками. И песня пелась тоже специальная, обрядовая.

Иван Билибин. Иллюстрация к сказке "Перышко Финиста Ясна-Сокола"

– А вода по камені,
А вода по білому,
Стиха йде, стиха йде.

Кривым Танцем, как символом пробуждения жизненной энергии, начинались и заканчивались весенние празднования. А время начала и завершения тройного прохода Венеры – проводницы по точке весеннего равноденствия знаково совпало со временем празднования Имболка и Белтайна, предвестниками весны и лета на Колесе Года. Само по себе такое совпадение удивительно, а тут еще и акцент на числе 3.

В мифах, легендах и сказках всё исполняется только на третий раз, в ритуалах тоже многие действия исполняются трижды. Особенно в ритуалах инициации.

Ткань волшебства, магический корень и урок этого времени в том, что весна несет многим из нас невероятную возможность полного обновления принципа Венеры.…

«Венера — способность души к гармонии. Именно эта сила бьется над открытием сущности прекрасного. Венера — властительница гармонии, ритма и порядка. В качестве потенциального порядка в душе человека она управляет, соразмеряет, симметрично располагает, координирует.
Венера даровала нам искусства, благороднейшее из которых — искусство самой жизни».
Мэнли Пальмер Холл

Пробуждению в новом качестве предшествует путешествие вглубь своей души, где, возможно, томятся забытые замыслы и мечты, чтобы вывести их на свет, где также таятся скорби и печали прошлых лет, чтобы с ними окончательно распроститься.

В пути придётся, как Марьюшке из сказки о Финисте – ясном соколе, износить три пары железных башмаков, изломать три железных посоха и изорвать три железные шапки (квадратура Сатурна и Венеры – тоже одна из особенностей весны этого года). 

Но цель любой инициации, как говорили мудрецы, – восстановить утраченное. Восстановить и обрести огненную способность преобразовывать себя и мир вокруг себя.
Костёр Белтайна нам в помощь.

Кривой Танец Венеры

 

Иллюстрации:

  1. Декорация Н.К. Рериха к балету на музыку И.Стравинского «Весна священная» (1913)
  2. Артур Рэкем. Иллюстрация к поэме «Песнь о Нибелунгах»
  3. Иван Билибин. Иллюстрация к сказке «Перышко Финиста Ясна-Сокола»
  4. «Кривий танець». Фольклорный ансамбль «Многая лєта»

 

© TealStar
© Tamta Rot, 2017

при перепечатке ссылка на источник и автора обязательна

* картинки кликабельны