La Justicia из El Gran Tarot Esoterico может служить примером неоднозначной подачи привычного образа одного из Старших арканов, что порой истолковывается как неуместное оригинальничанье создателя колоды, попытка внести смыслы, противоположные устоявшимся значениям колоды Таро, после которого оная превращается в лучшем случае в рабочий оракул со своим внутренним набором значений. Между тем, практики, работающие с этой колодой, сообщают о её серьёзном, суровом характере, и возможности получать невероятно точные ответы. Отличный от привычной иконографии образ Правосудия, кажется, содержит прямые иродианские ассоциации, создавая некоторое ощущение скандальности происходящего, или странного сарказма автора колоды.

«Правосудие» по Ироду, в его самом известном сюжете выглядит чудовищным и должно полностью опровергать первоначальное значение VIII САТ. «Победа сильного над слабым» (как в Большой Ленорман), пугающая иллюстрация жертвоприношения невинности во имя сохранения власти сообщают идее самой справедливости черты гротескной сатиры и полного отрицания гуманистических оснований правосудия. Лаконичный до крайней степени толковательный текст книги Maritxu Guler ничего не сообщает о историко-мифологическом прототипе карты, но в описательной части рисует характер царя, как «бдительный и безмятежный». Замахнувшись мечом на бессловесного младенца, он готовится «para aclarar la verdad» — «разъяснить (выяснить) правду». Как все мы помним из Евангелия от Матфея, царь Ирод никакой правды выяснять не собирался. Осмеянный волхвами, он послал убить всех младенцев в пределах Вифлеема…. Толковать Справедливость с позиций этой истории решительно невозможно.

Рубенс, Питер Пауль (1577-1640) Суд Соломона

Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)
Суд Соломона

Но тут вспоминается другой известнейший библейский сюжет – суд Соломона над блудницами из Третьей книги Царств (гл. 3, 16-28):

16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.
17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;
18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;
19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;
20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;
21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.
23 И сказал царь: эта говорит: «мой сын живой, а твой сын мертвый»; а та говорит: «нет, твой сын мертвый, а мой сын живой».
24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.
25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать.
28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.
Рафаэль Санти (1483-1520). Суд Соломона

Рафаэль Санти (1483-1520)
Суд Соломона

Объясняя значение VIII аркана своей колоды, Maritxu Guler прямо пишет об альянсе между принципами Силы и Закона в поисках и Гармонии. Суд Соломона над блудницами, как представляется, служит наиболее радикальной иллюстрацией соблюдения такого баланса.

© Дмитрий Бахаев, 2019
© Tarot Art, 2019
при перепечатке ссылка на источник и автора обязательна

* иллюстрации кликабельны