01_Original_Rider_Waite_Tarot

Большинство из нас делает первые шаги в мире Таро с помощью этой колоды. Для тех, кто лишь начинает интересоваться этой философско- мантической системой, следует сказать несколько слов о колоде и ее создателях.

Идея создания новой колоды принадлежала известному христианскому мистику и оккультисту Артуру Эдварду Уэйту (Arthur Edward Waite).

02_Rider_Waite_1880
Родился он в Америке. Отец его был капитаном дальнего плавания и умер в море, когда Уэйт был маленьким мальчиком. Брак родителей Уэйта не был оформлен, дети, Артур и его сестра, считались незаконнорожденными. И когда мать вернулась с ними на родину в Англию, то родственники не приняли ее, в том числе, по этой причине. Семья жила в нужде, Артур не получил никакого систематического образования, однако самостоятельно много времени проводил за изучением готической литературы, каббалы и мистики.
Поступил в католический колледж, чтобы стать церковнослужителем. До своего 17-летия он был глубоко верующим человеком. Когда умерла его сестра, пытался через спиритические сеансы установить связь с умершей сестрой. Утешения такие сеансы ему не принесли.
Отправившись искать мудрости к теософам и столкнувшись со снобизмом и претенциозностью членов Теософского общества, а так же с резкими нападками на христианство с их стороны, разочаровался и вскоре покинул его.
Но затем разочаровался и в католицизме, начал изучать труды серьезных оккультистов. Стал глубоким знатоком каббалы, церемониальной магии, алхимии, труды его получили заслуженное признание.
Однако Артур Уэйт писал сочинения, в которых резко опровергал работы других оккультистов и эзотериков, некоторые из их работ вслух оценивая самым нелестным образом. Уэйт вероятно заслуженно считался тяжелым в общении, язвительным человеком. Открытое презрительное отношение к коллегам и вообще к чужому мнению сквозило в его сочинениях. Так он попал в список личных врагов Алистера Кроули.

В Англии Уэйт прожил большую часть своей жизни и основную известность ему принесло создание новой колоды карт Таро,  соответствующей его личным представлениям. Он давно мечтал о колоде доступной по смыслу каждому и, наконец, осуществил свою мечту. Колода стала самой популярной и самой продаваемой колодой во всем мире.

03_Smith_Waite

Соавтором Уэйта стала художница Памела Колман Смит (Pamela Coleman Smith), талантливо воплотившая его идеи в колоде, полное и правильное название которой звучит как Таро Райдера-Уэйта-Смит.

Англичанка с примесью ямайской крови была совершенно незаурядной личностью, удивительно душевным и творческим человеком, работала над костюмами и декорациями для театра, иллюстрировала книги.

Родилась она в Англии в семье американцев. Детство Памелы проходило между Лондоном, Нью-Йорком и Ямайкой. С детства Пикси, как ее звали близкие, увлекалась мистикой, рассказывала волшебные сказки, вплетала в волосы перья, и даже якобы живьем видела фэйри.

В Ордене «Золотой Зари» она была одной из немногих женщин-магов. Вступив в Орден начала зарисовывать видения, которые приходил к ней при прослушивании музыки.

Уэйт тоже был членом этого Ордена. И вот, в 1909 году вместе с ним Памела создала прославившие их по прошествии времени карты Таро. К сожалению, талантливая художница, создавшая самую популярную в мире колоду Таро, при жизни была незаслуженно забыта.

Умерла она в нищете много лет спустя, в 1951 году в Корнуэлле, оставив одни долги, для покрытия которых пришлось продать все ее картины. Похоронили Пикси в общей могиле, как хоронили самых бедных членов общества.

Сегодня Памелу Колман Смит помнят и ценят, особенно, как художника первой колоды с прорисованными младшими Арканами. Ведь, несмотря на то, что эта колода создавалась под руководством Артура Уэйта, младшие Арканы были полностью отданы им на откуп Пикси.

Если говорить об этом подробнее, то старшие Арканы тут в основном соответствуют своему традиционному замыслу, изображению и значению, хотя некоторые из них были изменены в соответствии с видением Уэйта. Так, в выборе символов он в основном ориентировался на труды мага и оккультиста XIX века Элифаса Леви (Eliphas Levi).

А каждая из 56 карт младших Арканов содержит сцену, символически выражающую значение Аркана. Таким образом, младшие Арканы были иллюстрированы согласно их значению, что не было распространено в то время.

В более ранних колодах они изображались лишь их мастью и количеством предметов. Пикси привнесла свое видение в их изображения – это оригинальные произведения художницы.

04_Smith_Waite
Вот так, благодаря талантливому тандему этих людей мир эзотерики обрел популярнейшую колоду Таро, взывающую к интуиции. Арканы колоды изображают архетипы, не перегруженные сложной астрологической и каббалистической атрибутикой.

Сюжет каждой карты прорисован очень доступно, и, тем не менее, в кажущейся простоте содержится множество символов. Создавая рисунки, авторы руководствовались сведениями о самых ранних колодах, добавляя свои детали. Так, известно, что идеи нескольких Арканов художница заимствовала в  Таро Соло-Боска, созданной в 15-м веке.
Результат очевиден — все, что нужно для общения с колодой и предсказаний, содержится в самих картах: смотри и читай, как подсказывает интуиция.

Несколько интересных особенностей колоды:

В чем заключался новаторский подход Уэйта?

— иллюстрация всех 78 карт, включая малые Арканы.
Особенность Таро Райдера-Уэйта в том, что это первая колода, где прорисованы все 78 карт, а не только 22 старших Аркана.

05_RWS_08_Strength06_RWS_11_Justice — изменение нумерации Арканов «Сила» и «Справедливость»
Уэйт поменял порядковые номера Арканов «Сила» и «Правосудие». «Силе» присвоил VIII, а «Правосудию» XI.

Сам Уэйт не стал объяснять причину «инновации». Позже многие авторитеты Таро будут пытаться объяснить, почему он так сделал, и будут ходить самые разные слухи, но Уэйт унес за собой эту тайну.

07_RWS_06_Lovers— изменение символики Аркана «Влюбленные»
Еще Уэйт решил изменить сюжет и значение Аркана «Влюбленные». Во многих колодах Таро эта карта изображала юношу в нерешительной позе, стоящего между двумя женщинами (иногда между его матерью и девушкой). Карта сулила глубокие любовные переживания и предполагала выбор пути.

Уэйт же изобразил библейский сюжет: в Раю обнаженные Ева и Адам и над ними Архангел. Этому Аркану он оставил только мотив любви, убрав из сюжета всё, что связано с выбором. Не все тарологи это принимают и, работая с колодой Уэйта, сохраняют трактовку «выбор».

Полное название колоды Таро Райдера-Уэйта-Смит (Rider-Waite-Smith). В нем фигурируют имена Уильяма Райдера – издателя колоды, идейного вдохновителя Артура Уэйта и художницы Памелы Колман Смит. Однако, к сожалению, в обиходе сложилась практика более короткого названия – Таро Райдера-Уэйта.

Как уже говорилось, колода универсальна, прекрасно работает и в моем арсенале занимает заслуженное место.

© Tamta Rot, 2014
при перепечатке ссылка на источник и автора обязательна