Francesco Clemente. The Fool

Креативы бывают как удачными, так и не очень. Любопытным мне показался относительно недавний проект известного нью-йоркского неоэкспрессиониста Франческо Клементе (Francesco Clemente).

Вечные сюжеты рисует едва ли не каждый из тех, кто владеет графическими навыками и при этом как-то знает Арканы. Или хоть что-то слышал о Таро. Вне зависимости от степени индивидуального мастерства идеей карт собственного видения вдохновлены сегодня многие. В конце концов, это и неудивительно, ведь концепция смены сюжетов Великого Аркана живет в бесчисленных мифах, легендах и сказках народов мира. А сами Арканы как инструмент передачи древнего Знания существуют вне времени и пространства. 

 

Галерея портретов деятелей культуры, стилизованных в духе Таро, своего рода «серия ЖЗЛ» Нью-Йорк Сити, воплощенная в Арканах. Сам Клементе о своих сюжетах: «В некотором смысле, это портрет моего города, аура города, его стиль, его люди».

Картины эти выставлялись осенью 2011 года в Уффици (Флоренция), затем портретная серия была издана отдельной книгой. Некоторые из работ мне удалось найти. Начну делиться без привязки к традиционной очередности Арканов.

Francesco Clemente

Сам Клементе, изобразивший себя в образе Шута, родился в 1952 году в Неаполе.

В своих работах он обращается к индийским традициям, романтическим идеям Блейка и итальянской фреске. Среди постоянных тем его картин рождение и смерть, сексуальность и человеческое тело. Работы его часто фрагментарны, различные изобразительные элементы, без всякой видимой связи между собой, соседствуют друг с другом.

Maria Trudler пишет о самом живописце, творящем вполне в ураническом ключе Шута: «Акварельная или пастельная легкость. То четкость, то размытость. Шокирующие контрасты, отсылающие к границам чего-то такого, куда страшно заглядывать, но очень хочется. Картины, переступающие грань дозволенного разумом. Безоговорочный талант, трагическая, бездонная экспрессивность».

Francesco Clemente«Поначалу меня пугали жесткие рамки Таро, на самом деле, все оказалось не так. Система Таро обладает гибкостью и может быть наполнена реальностью. На самом деле, я обнаружил, что чтение карт очень близко к процессу живописи, так как тоже требует весьма специфического похода, и состояния. Как, когда вы находитесь целиком и полностью здесь, и в то же самое время вы совсем не здесь». Это уже сам Клементе.

Обратите внимание на содержимое котомки Шута: в ней атрибуты всех четырех стихий, все то, что мы привыкли видеть на столе Мага. Ну разве что в качестве жезла откровенный символ производящей силы увидишь не в каждой колоде. Клементе о своем автопортрете: «Дураку принадлежит весь потенциал». Читай: весь Мир. Мне нравится его трактовка Нулевого…

Дурак носит колпак, украшенный ущербной Луной. Подобная атрибутика обычно принадлежит Жрице, патронессе эгрегора Таро, покровительнице тарологов, использующих свою интуицию и тайные знания, обретающих тайную, не ведомую другим информацию…

В общем Дурак Клементе воплощает первый шаг в Игре, вызов, и его невозможно игнорировать….

…он светел и несведущ, но исполнен любопытства, любви…. Иногда с Шутом связывают страх невежества, глупости, но вообще-то при верном выборе все заканчивается благом, так Парцифаль обретает Святой Грааль. Вера Склярова

 

Использованы материалы: © The New Yorker
Официальный сайт художника: Francesco Clemente Official Website

 

© Tamta Rot, 2016
при перепечатке ссылка на источник обязательна

Tamta Rot

* картинки кликабельны