Всё в мире изменил прогресс.
Как быть? Меняется и бес 

© Иоганн Гёте, Фауст

Время стремительно меняет картину мира и место старых традиций занимают новые.
Еще лет сто назад преддверие Рождества у многих европейских народов традиционно было связано с двумя мифологическими персонажами – Санта Клаусом  и Крампусом. Дружным тандемом посещали они детей в начале декабря.
Первый из них во время визита обычно одаривал хороших детей, второй приходил к тем, кто не отличался послушанием и добрым нравом.

В сопровождении эльфов сегодняшний Санта лихо несется по небу на оленях, раздавая рождественские подарки…
Между тем, свой род он ведет от реального исторического персонажа, Святого Николауса, епископа из Миры (в русской традиции — Николай-чудотворец), который и никак не связан с праздником Рождества. Родился он, согласно легенде, в зажиточной купеческой семье в первой половине III века н.э., и посвятил всю свою жизнь филантропии и защите христианских  ценностей. После смерти своих родителей Николаус, унаследовав немалое состояние, отдал его на благотворительные нужды. За праведный нрав и многочисленные добродетели жители Миры избрали его епископом. С именем Святого Николауса связаны многие легенды.

С XVII века святой Николай считается покровителем детей. Во многих уголках Европы по сей день соблюдают старую добрую традицию одаривать детей в день памяти Святого Николауса, 6 декабря, а Рождество отмечать праздничным семейным ужином. Обычай дарить рождественские подарки от Санты 25 декабря родился позже.  В ней много общего с праздником Святого Николауса: ночной визит, носок у камина для сладостей, красно-белые леденцы в форме посоха с закрученным верхом.

Мифология традиционно построена на оппозициях: добро – зло, свет – тьма, тепло – холод. Разумеется, в рождественском фольклоре и у добрейшего Санты есть антипод, его Тень и спутник, рогатый Крампус. Символ злых духов зимы своим страшным видом напоминал о неизбежности наступления долгого, холодного и неуютного времени года.
Старинные языческие легенды о крампусах живы по сей день в Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии, они связаны с приходом зимы и убыванием светового дня. Сказания описывали их как нечисть ужасной наружности с горящими глазами и жуткими зубами. Мохнатый бес, снабженный длинными рогами, когтями и языком, ежегодно вновь появлялся в преддверии рождественских праздников, играя свою сакраментальную роль.

Крампус прежде сопровождал Святого Николауса в его декабрьском турне, пугая своим видом непослушных капризных детей. Предания гласят, что он хватал и заталкивал озорника в свой мешок, затем уносил в пещеру, чтобы там наказать розгами, заковать в цепи или даже поужинать проказником в финале.

Часто Крампуса изображали с мешком и связкой позолоченных розг. Их вместо подарков родители обещали своим непослушным чадам.
Кроме того, этому демоноподобному существу приписывали роль искусителя: он коварно увлекал женщин в мир рискованных эротических фантазий.
Собственно Крампус – это вариация древнего Рогатого Бога, Пана, отсюда и поверье о том, что он нападает на женщин с определенными намерениями.

Имя Крампус (Krampus), по одной из версий, произошло от слова «коготь» старогерманских диалектов  – Krampen. По другой версии, krampus означало – «высушенный», “безжизненный”. Так называлось в альпийских регионах зимнее лакомство в виде фигурок из сухофруктов.
По сей день, в основном в альпийских регионах, сохранилось  празднество, посвященное рогатому антиподу Санты. Шумное веселое представление начинается с наступлением темноты. Множество ряженых в звериные шкуры и жуткие маски с рогами и клыками увешаны цепями, коровьими бубенцами и прочими погремушками. Они пристают к прохожим, пугают детей, привнося в жизнь на улицах шум и неразбериху. Крампусиана празднуется 4-6 декабря.

Занимательно, что подобные фольклорные мотивы встречаются и у других народов. Выразительный фактурный гоголевский Черт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», резвящийся в ночь перед Рождеством, представляет собой архетип хаотичного злого антигероя славянских сказаний. И на Кавказе до сих пор в некоторых регионах в эти дни можно встретить ряженых чертями подростков, пугающих прохожих и вымогающих у них сладкую дань.
Все как обычно: метафора Зла привлекает внимание и выпуклая колоритная фигура Крампуса кажется значительно более волнующей, чем благостные одномерные персонажи Рождественской сказки.

Крампус не стареет, не отстает от времени, он лишь меняет обличья. Если внимательно присмотреться, то при желании можно заметить, что и сегодня его рогатая тень порой маячит  у нас за левым плечом.

А кого ожидаете на сей раз вы?

© Tamta Rot, 2014

037_krampus_avatar