Ветку рябины повесь над окном,
Воду не выплесни за порог*,
Чтоб никак не обидеть того,
Кто тихо ходит в Самайн

Samhain

Самайн (Samhain) соединяет темную и светлую половины года, связывая между собой Верхний и Иной миры. Собственно слово Samhain буквально означает «конец лета».

Традиционно канун нового года кельтов – это праздник Мертвых. Смерть занимала в друидическом жизненном цикле более значительное положение, чем рождение: прежде чем что-то новое родится на свет и станет расти, для него должно быть расчищено место. Полагалось, что граница между мирами в эти дни наиболее тонка, и потому переход из одного мира в другой осуществить проще. Наступало особо благоприятное время для того, чтобы вспомнить и почтить всех тех, кто умер в течение прошедшего года.

Все игры, пиры и костры Самайна устраивались в честь ушедших в Иной Мир и посвящались им.

Одним из самых главных ритуалов Самайна было разжигание священного огня, непременно «живого», т. е. непосредственно в ближайшие часы добытого трением или высеканием. В домах к празднику тщательно прибирали. Все светильники, очаги и костры должны были предварительно быть погашены, вычищены, и разожжены вновь от «огней нужды», которые зажигались в ритуальных центрах и разносились бегунами с факелами. Священное пламя несли к очагам, его обносили вокруг земельных наделов и домов. Факельные шествия вокруг полей и селений – один из самых древних обрядов.

Друиды были мастерами огня. Они хранили священный огонь Богов. Возжигание очагов, прежде чем вспыхнет заветное пламя костра, разведенного ими в королевском очаге, угрожало смертной казнью. Подобное требование к «новому» огню существует в большинстве традиций Старой религии.

Участие в Королевском застолье Самайна сулило защиту от сил тьмы, зло теряло власть над пирующими. Для ушедших за грань этого Мира оставляли еду и питье. Изобилие трапезы служило заключительным аккордом светлой половины года, затем наступала пора ограничений и экономии зимних запасов.

Здесь же проходили обряды жертвоприношений: пламя костра забирало с собой кости домашних животных и рыб, клочки шерсти, все остатки ритуальной трапезы. В основе таких священнодействий лежала не только идея жертвоприношения, но и вера в животворящую силу огня, в магию плодородия. Земле таким образом возвращали часть дарованного ею урожая, дабы увеличить урожай года грядущего. В Самайн наступал срок уплаты долгов и пора подношений.

Празднества Самайна традиционно продолжаются в течение семи дней с 29 октября по 3 ноября по нашему календарю, достигая кульминации в ночь с 31 октября на 1 ноября. 

Кельты не знали страха перед Смертью, они относились к ней с уважением. Значительно позже в средние века люди стали страшиться мертвых. Чувство неприязни к ритуалам Старой веры прививались особенно усердно, это помогало более глубокой интеграции христианства. В действительности, большинство символов, связанных сегодня с Хэллоуином, будь то вампиры, привидения или прочие сущности, пришли к нам из Средневековья, а вовсе не из мифологии кельтов. В том числе и широко известный Джэк-о-Лантерн, символ Хэллоуина (Самайна), прогоняющий души мертвых.

Samhain в итоге был адаптирован христианством: два первых ноябрьских дня в католической традиции посвящены памяти усопших: 1 ноября День всех святых и 2 ноября День поминовения усопших следуют один за другим.

Что касается Хэллоуина (Halloween), вечера накануне Дня Всех Святых, то он церковным праздником не является.

Зажигайте свечи, украшайте дом и алтарь светильниками в тыквах, проводите ритуалы, встречайте наступление зимы вместе с близкими. Празднуйте Самайн. Будьте благополучны!

 

Примечания:

  •  Один из множества обычаев Самайна запрещал выплескивать в эти дни воду за дверь, чтобы случайно не облить духа и тем самым не обидеть его. 

 

© Tamta Rot, 2015

100_avatar