Мы забрели в зону с сильным магическим индексом, — объяснил он,
— Когда-то давно здесь образовалось мощное магическое поле.
— Вот именно, — ответил проходящий мимо куст.

© «Цвет волшебства» Т. Пратчетт

— Я думал, что гномы не верят в дьяволов, демонов и прочую нечисть.
— Это верно, только… мы не уверены, что нечисть об этом знает

© «К оружию! К оружию!» Т. Пратчетт

 

Когда однажды в руки попадает такая колода, в этом можно увидеть знак. И при желании расценить его, как приглашение в Царство гномов. Хотя, предания гласят, народ этот не особо гостеприимен, чему можно найти разные объяснения. В то же самое время, уходить от ответа на вопрос либо лукавить гномы не станут. Ответ колоды может показаться порой несколько неучтивым, но при этом он будет прямолинеен и точен. Как любые существа, чья жизнь протекает в упорном труде, гномы предпочитают простой язык и ясные вопросы по существу. Высокая философия — не их стихия, равно как и галантная обходительность. Именно поэтому для этой колоды лучшее поле деятельности — вопросы быта, бизнеса, деловых отношений, а также прогнозы карьерного роста и инвестиций.
 
Выполненная в сказочной манере, веселая и оптимистичная колода, совместный проект арт-директора ЛоСкарабео Пьетро Аллиго, писателя-историка Джордано Берти и известного иллюстратора Антонио Лупателли, — отличный советчик, с которым достаточно легко удается найти общий язык.
Жизнь народа подземелий надежно скрыта от человеческих любопытных глаз. Что бы ни происходило наверху в нашем мире, не затрагивает их образа жизни. Им незачем менять свои взгляды и традиции, связанные напрямую с их ремеслами. Эти низкорослые бородатые существа сильны, выносливы и неподвластны большинству болезней. Они любят горное дело, добывают самоцветы, алмазы, золото, серебро и даже колдовской мифрил, с великим мастерством изготавливая из них украшения или оружие.
Гномы обычно предпочитают живым существам металл и камень, который можно обрабатывать. По характеру суровые бородачи упорны, скрытны, долго помнят и добро, и зло, никогда не забывают обид и всегда мстят врагу. Каждая масть Младших Арканов представлена отдельным кланом, или семьей, во всеобъемлющем спектре зарисовок из жизни волшебного народа, доля женщин-гномов в гендерном составе которого согласно легендариуму меньше трети[*]. 

О том, что гномы прекрасно владеют мастерством обработки камня и дерева рассказывает последовательно Масть Дубин, представляющая в колоде «семью трудолюбия». Гномий народ на самом деле очень живой и деятельный. В области виноделия и винопития ему нет равных, с этой сферой жизни гномов знакомит нас Масть Кубков, образующая «семью изобилия». Известны гномы и бесстрашием своих славных воинов, о чем и рассказывает Масть Мечей, представленная в колоде «семьей закона». Ну, а репутация гномов, как созданий исключительно расчетливых и прагматичных, никогда и никем не оспаривалась. Их деловая смекалка — лейтмотив Масти Монет или «семьи успеха». Таким образом, получается, что у Младших Арканов практически всегда готовы ответы на обширный круг вопросов.
 
Старшие Арканы, а речь пойдет прежде всего о них, пронизаны единой сюжетной линией с многосмысловой структурой. В сюжетный ряд Арканов, на мой взгляд, целесообразно вникнуть, чтобы прочувствовать необычную атмосферу колоды. «История Гнома Сихена» достойна краткого пересказа.
Ставшая сегодня уже культовой колода относительно молода, год ее выпуска – 1995. У нее нет обширного «пакета» отработанных значений и толкований. С одной стороны, это усложняет работу с колодой, с другой предоставляет простор для творчества и импровизации. Представление о сюжете первоисточника может дать необходимую подсказку при прочтении Арканов колоды.
Главный герой этой истории Гном Сихен (Story of gnome Sichen) проходит свой «путь Героя» от беспечного бродяги  до мудрого волшебника. Сама сказка и знакомство с миром Эзир[**], описанным в ней, начинаются с беззаботной прогулки Героя. Он перед вами с шутовским колпаком в левой руке и алой розой за спиной в правой. Смеется, под ноги не смотрит, башмак один забыл обуть, в общем, встречайте: Шут! (Аркан 0 Дурак).

Так начинается сказка, представленная  в Арканах…

Простодушный гном по имени Сихен отправляется в путь без всякой цели, куда глаза глядят. Из города Маликуд, где Сихен проживал со своей матушкой, он отправляется в город Иссод. В скором времени случается ему повстречать на своем пути сапожника по имени Алепос, в образе которого тут же угадывается Аркан I Маг. За кров и хлеб сапожник дает Сихену работу, учит трудолюбию и мастерству. Главный урок,  усвоенный Сихеном в сапожной мастерской  – всякое дело требует к себе ответственного подхода и любви. Только таким образом можно выстроить верный баланс взаимодействия тела, разума и духа. Тогда появится ощущение гармонии, придет и правильный выбор Пути. 
Тут вдруг в стране гномов происходит вспышка эпидемии чумы, от которой умирает и мастер Алепос, и мать Сихена. Сам Герой тяжело заболевает и в момент кризиса, когда он находится на волоске от смерти, ему является Папесса Бэтейл, предводительница фей (Аркан II Верховная Жрица). Она вручает гному Книгу Мудрости[****] с  заклинаниями от всех существующих в мире болезней. Оправившийся от недуга Сихен посвящает изучению таинственной Книги дни и ночи, обретая знание. Он решает вернуться в родной город Маликуд затем, чтобы с помощью обретенных умений исцелять больных гномов. Слава о нем молниеносно распространяется  по всему королевству.
Императрица Гимлар (Аркан III Императрица) посылает за известным целителем своих гонцов и под угрозой смертной казни велит ему явиться, чтобы излечить единственную наследницу престола принцессу Ур. Гимлар слыла женщиной крайне решительной и правительницей достаточно суровой. Неистовость ее натуры и манера правления приводили поданных в трепет. Казалось, она видит гномов насквозь, так легко и беспощадно она определяла достоинства и недостатки каждого. Никто бы не смог подумать, что исключительно целеустремленная и уверенная в себе правительница в душе чувствительна и деликатна, и мечтает она лишь  о пресловутом «женском счастье».
Император Дэтлеф (Аркан IV Император) пытается смягчить угрозы супруги, но все же обещает строго наказать целителя в том случае, если тот немедленно не поставит принцессу на ноги. Пропуская мимо ушей угрозы королевской четы, Сихен тут же берется за дело. Он искусно использует тайные знания, возвращает к жизни принцессу Ур и… неожиданно для себя влюбляется в нее. Сам Герой не сразу понимает, что же это такое с ним происходит, так как любовное чувство для него было до сих пор неведомо. Дэтлеф благодарит спасителя наследницы, даруя ему щедрое вознаграждение и рыцарский титул.

Первосвященник гномов Энил (Аркан V Верховный Жрец), естественно, принимает участие в торжественном ритуале посвящения Сихена в рыцарив храме солнца Куин. Благожелательный Энил прожил долгую жизнь, он умел хранить тайны, слушать и слышать каждого. И народ, и знать шли к нему за советом. 

Энил, Учитель Посвященных и Хранитель Тайн Бытия за историей чудодейственного исцеления принцессы он тут же распознает знак, предвестие скорых испытаний ожидающих Сихена, ниспосланных Великим Тау.
Влюбленному Сихену принцесса Ур видится совершенством. В цветущем магнолиевом саду Тэфер он признается девушке в своих чувствах. Ур отвечает Сихену взаимностью (Аркан VI Влюбленные). И все было бы прекрасно и сказочно, но принцесса уже помолвлена с генералом Занком. Несмотря на это досадное обстоятельство, влюбленные продолжают встречаться. Сихена терзают сомнения и угрызения совести. Он разрывается надвое между чувствами и принципами морали. Однажды влюбленных выслеживают доброжелатели и докладывают о них жениху Ур, генералу Занку (Аркан VII Колесница).
 
Занк – заслуженный полководец, не единожды спасавший отечество от врагов. Он известен среди гномов суровым нравом и крайней вспыльчивостью. Когда ему доносят, что нареченная встречается с целителем, он немедленно вскакивает в колесницу и мчится к саду Тэфер. Увидев влюбленную пару генерал выхватывает меч из ножен и бросается на Сихена, намереваясь пронзить соперника. Принцесса мгновенно реагирует на опасность, угрожающую возлюбленному, и без раздумий бросается навстречу острию меча. Занк, сам того не желая, вонзает клинок в тело своей невесты, нанося ей смертельную рану.
Сихен и Занк заключены под стражу. Их ведут в храм Дин к слепой вершительнице судеб Хэлге (Аркан VIII Правосудие). Задолго до этих событий жрица Хэлга предсказывала смерть принцессы.
 
Равновесие чаш весов Хэлги указывает на ее абсолютную беспристрастность в оценке ситуации. Ржавый меч ее затуплен и обломан: Хэлга не приводит свои приговоры в исполнение. Ее миссия состоит в определении степени виновности преступника и меры наказания.
Вердикт слепой жрицы Правосудия суров: Занк приговорен к смертной казни, а Сихен изгнан из королевства с клеймом предателя на плече.

В течение долгих лет скитается Сихен по миру гномов. Однажды он приходит в местность под названием Хесд  и там встречает Тэклу (Аркан IX Отшельник).

Тэкла предстает перед ним в образе бедного странника. Сихен, пожалев беднягу, пытается поделиться с ним едой и деньгами. Тэкла отказывается от всего и выкидывает подачку без объяснений. Удивлению и возмущению Сихена нет предела. И тут Тэкла приказывает Сичену следовать за ним. При таких странных обстоятельствах Герой становится учеником Тэклы. Основной урок мудрости Отшельника: всегда и во всем следовать зову сердца.
Мрачноватый внешний вид Отшельника явно свидетельствует о не высоком достатке. Длинная борода говорит о зрелости и мудрости. Он не ищет поддержки, ему безразлично сочувствие. Его вполне устраивает тот образ жизни, что он ведет. Тэкла намеренно изолировал себя от внешнего мира, чтобы без помех пройти свой путь достижения истины, о чем свидетельствует долгая извилистая дорога перед ним и храм на вершине горы. Невзирая на различные преграды и препятствия, он способен достичь поставленной цели. Отшельник исключительно настойчив и верен своей идее, ради которой он отказался от земных благ.
Возле алтаря Яудим (Аркан X Колесо Фортуны) Тэкла использует для своих магических целей порталы времени и пространства, невидимые глазу профана, и совершает ритуалы, посвященные Великому Тау. Колесо Яудим символизирует герметическое единство внешнего и внутреннего миров в каждом из нас. Тэкла посвящает Сихена в тайну алтаря и дарует ему бесчисленные знания.  С помощью Колеса отшельнику дано проникать в будущее и становиться частью Вселенной. Однако, прежде чем подойти к тайне Яудим, Сихену надлежит пройти ряд нетривиальных испытаний.
Одно из них представлено сюжетом Аркана XI Сила. Задача Сихена – попасть в кратер Пэкуад и сразиться с монстром по имени Каитавранос. Сихен, естественно, опасается, что грозное чудовище не удастся одолеть голыми руками. В ночь перед битвой ему во сне является духовный наставник Тэкла и убеждает в том, что доблестный воин, никогда невпадающий в ярость, одерживает верх в противостоянии, а победитель – никогда не убивает побежденного. В битве с монстром Сихен, вспомнив эти слова, тут же понимает, что ему делать.
Он ловко бросает свою флягу в пасть чудищу и удерживает его за челюсти, силы Сихена невероятным образом возрастают, а хватка монстра постепенно ослабевает… Гном одерживает победу, а чудище превращается в зеленую лужу с клубящимися над ней испарениями.
Затем Сихен учится беспрепятственно покидать свое тело и при этом свободно ориентироваться в другом, неведомом ему мире. Это искусство становится одним из главных его достижений.
И вот настает день Великого Испытания. Учитель и ученик совершают магический ритуал, посвященный Великому Тау. Затем они отправляются к холму Ламбда (Аркан XII Повешенный). Там, на холме, соединив два столба  перекладиной, Тэкла подвешивает Сихена вниз головой. Сихену предстоит переместиться в мир Вриак, куда можно проникнуть лишь находясь в измененном состоянии сознания. Испытание оказывается весьма серьезным. Гном долгое время находится в бреду, ему видится, что он умер, и душа его покинула тело.

В конце концов душа Сихена отправляется странствовать в поисках страны Кетра. Первым делом она попадает в край под названием Ситрара, владения Ангела Смерти Михема (Аркан XIII Смерть). Тот показывает Сихену свои обширные владения и все бесчисленные богатства, накопленные умершими гномами при жизни и оставляемые ими здесь же, прежде, чем души их отправятся в лабиринт. В нем грешников готовят к новому земному воплощению, а праведники устремляются оттуда в более высокие сферы. Сихен приходит к  убеждению в совершенной бесполезности амбиций и тщете мирских устремлений, что сопровождают любого гнома в течение земной жизни.

Но тут вдруг оказывается, что покинуть долину Смерти тем же путем, что вошел, Сихену не дано. Душа его прежде обязана путем исповеди в полной мере очиститься. Так Сихен избавляется от тягот гордыни и тщеславия и душа его, окруженная голубым свечением, возносится из Ситрара в более высокую сферу под названием Венэк, измерение Чистого Разума.

Там, он встречает многих своих друзей, прежде него оставивших земную жизнь. Неожиданно перед Сихеном возникает образ его матушки Наин (Аркан XIV Умеренность), ниспосланной всячески поддержать Сичена в его непростом путешествии по сферам. И если бы Сихен пожелал, сообщает Наин, он мог бы остаться в благословленном измерении Венэк. Но Герой решает продолжить свой путь испытаний и отправляется на поиски царства абсолютных душ Кетра. Наин ведет его к волшебному источнику и, набрав ключевой воды, предлагает Сихену испить… 
Буквально несколько глотков переносят Героя в сферу Даат. Где тут же происходит встреча с поджидающим его Ксэмелем (Аркан XV Дьявол), естественно, уже прекрасно осведомленным обо всех похождениях Сихена. Он ведет Гнома в башню Ойн, с высоты которой Сихен обозревает весь потусторонний мир, представший перед ним в виде множества маленьких вспыхивающих огоньков. Как оказалось, это были погубленные души гномов, превращенные в драгоценные камни и кристаллы. Искуситель предлагает Сихену обладание всевозможными знаниями и невероятным могуществом. А взамен просит лишь сухие лепестки магнолии из сада Тэфер, амулет Сихена. Лепестки того самого цветка, что принцесса Ур подарила возлюбленному перед тем, как покинуть мир гномов. Ксэмель долго убеждает Сихена, описывая спектр необычайных возможностей, что откроются гному в итоге выгодной сделки. Однако Сихен неумолим, его не интересует предложенное могущество. Власть, слава, успех не трогают сердце Героя, соблазны оставляют его равнодушным. Дьявол продолжает уговоры, пытаясь обольстить его.…
Действие происходит в башне Ойн (Аркан XVI Башня), возведенной Ксэмелем во славу собственного могущества, противопоставляемого силе и мудрости Великого Тау. Именно в башне Ксэмель и пытается обменять цветок Сихена на грандиозные привилегии земной жизни. В ярости от того, что гном отвергает его очередное блестящее предложение Дьявол разрушает башню, бросая в Сихена огромные валуны. Гном падает вниз и молится о спасении, взывая к Великому Тау… 

Перед Сихеном предстает Ангел, ниспосланный Великим Тау ему навстречу. В Ангеле Сихен узнает свою возлюбленную. Принцесса Ур, обитающая ныне на звезде Фейар (Аркан XVII Звезда), подхватывает Сихена и на крыльях возносит его. Гном глубоко раскаевается и горько плачет оттого, что стал невольной причиной гибели любимой Ур. Встреча влюбленных оказывается очень трогательной. Жгучие слезы раскаяния льются из глаз Сихена и попадают на полотняный мешочек с сухими лепестками магнолии, его нательный амулет. Цветок внезапно оживает, распускается, у него появляются все новые и новые лепестки, сплетающие в тот же миг чудесное брачное ложе для влюбленных душ. Словно взаимопроникающие лучи света они перелеплетаются друг с другом и «свет облачается в свет», образуя прозрачную сферу луны Тсадди (Аркан XVIII Луна), соединяющуюся с блестящим диском Огмы. И поток света пронизывает насквозь облака…

Неожиданно Сихен пробуждается под горячими лучами Куин (Аркан XIX Солнце) в реальном мире, но этот факт доходит до его сознания не сразу… И лишь увидев перед собой духовного учителя Тэклу, он наконец понимает, что все это время пребывал в забытьи. При воспоминании о встрече с матушкой Наин и бессмертной возлюбленной, он ощущает одновременно щемящую грусть и глубокую безграничную нежность. Тэкла прерывает поток его мыслей, напоминая Сихену о его великой цели. Герой прошел главное испытание Великого Тау и теперь готов стать Великим Магом всех гномов.
Внезапно надвигается ураган, поднимающий в небо столбы песчаной пыли. Сквозь шум бушующего ветра доносится звук. Подняв головы к небу путники видят вострубившего Ангела на лугу Руаш (Аркан XX Суд). Тэкла велит Сихену встать на колени и возблагодарить Великого Тау. В тот же миг разверзаются небеса, луч солнца касается макушки Сихена и на голове оказвается золотая корона.
Наконец-то Сихен достигает высочайших сфер мира Эзир (Аркан XXI Вселенная). Если внимательно присмотреться к шару, на котором сидит Великий Маг, то можно увидеть полосу, разделяющую шар пополам. Рельеф его напоминает рисунок человеческого мозга. Вот, в сущности, что представляет собой путешествие Сихена. Путь к себе и одновременно возвращение к Творцу.
Таким образом, сюжет сказки представляет собой «каббалистическое» путешествие в жизнь и обратно, к истокам, предстающим перед нами в виде божественной мудрости Аркана Вселенная. В самом последнем Старшем Аркане, когда все испытания позади, мы видим воплощение мира Эзир — Сихен в колпаке звездочета сидит на шаре и изучает его. По одну сторону шара — ворон, с другой стороны из-за шара выглядывает сова. Обе птицы — известные представители магической зоологии. Шут Сихен в своем долгом и многотрудном путешествии создает колоду Таро, где каждая карта отражает определенный усвоеный им урок. 

XXI Вселенная

Примечания:

  • * Я не поленилась посчитать девочек-гномов в группе Младших Арканов колоды: их оказалось 12 против 28 мужчин.
  • ** Йецира — один из каббалистических миров. И далее в топонимах сказки, сквозь весь ее сюжет и текст, угадываются отзвуки древнейших каббалистических учений. Первые буквы имен персонажей этой истории, например, согласуются с 22-мя буквами Священного еврейского алфавита, в свою очередь соотносящихся согласно герметической традиции с астрологическими, алхимическими и другими мистическими символами. Это дает повод думать о том, что Таро Гномов вовсе не детская сказочная колода, а отлично работающий магический инструмент.
    Кстати, участие в ее создании знатока западно-европейских эзотерических традиций Джордано Берти, а так же Пьетро Аллиго, одного из «родителей» таких удивительных оракулов, как Эротическое Таро Манары и Таро 78 Дверейдля меня гарантия высокой «дееспособности» колоды.
  • *** Важное место в каббалистических источниках занимают алхимия и врачебное искусство.
  • Картинки колоды кликабельны

Настроение: «What a Wonderful World» by Louie Armstrong

 


Надежный энергетический щит - Пентакль

Выразить благодарность Таро и поддержать сайт можно здесь