Имболк — звенит морозный воздух.
Темно — ни зги!
Луна на убыль, только звезды
как светляки…
……
Бригитта, что в дверях застыла?
Пора, беги!…
Тебя заждались — хлещут пиво
И жгут огни.
О! Я еще напомню бурей,
где чьи права!
Но ты ушла и…снип-снап-снурре:
Зима мертва…

© Диана Ведех

 

Имболк (Imbolc) открывает новый цикл Колеса Года. Неторопливое пробуждение Мира от зимнего сна, пронизанного темными плотными энергиями, дарит нам робкое дыхание весны. Тьму сменяют энергии прибывающего Света, тонкие энергии очищения и исцеления. Это время безукоризненной белизны и невинности. Первые дни новорожденной Великой Богини .

Подлинный момент Имболка наступает чуть позже условной даты празднования первого февраля. Обычно Imbolc приходится на первую неделю месяца, как только Солнце достигнет одной из силовых точек Зодиака, 15° созвездия Водолея, символа одного из четырех тетраморфов.
Тетраморфные фигуры человека, льва, быка и орла были приняты астрологией как символы четырех фиксированных знаков Зодиака. В Таро мы встречаем эти образы в Старших Арканах Мир и Колесо Фортуны.
Вершины весна достигнет к Остаре. В одно из самых ярких мгновений Года, в Равноденствие Богиня явится миру во всей своей красе и обменяется трепетным взором с Богом. А пока… малышка в колыбели дарит Миру первую улыбку. Имболк – пора нежного младенчества Богини, Остара – праздник ее коронации.
Имболк – срединный миг между зимой и весной, первый из четырех перекрестных кельтских праздников Солнцеворота, приходящихся на каждую четверть года. Собственно, длится весна до Белтайна, затем происходит очередной поворот Колеса Года и наступает лето. Осень сменяет лето в Лугнасад или Ламмас. Спустя три месяца Самайн замыкает бесконечный цикл, открывая зиме ворота Мира.
Своим именем грядущий праздник порога, предположительно, обязан староирландскому mblek – «молоко», германскому Oimealg – «овечье молоко». Именно в это время овцы приносят ягнят.
Начало февраля – дни чествования трехликой богини Бригид, пробуждающей весенние источники, питающие землю. Рожденных в эти дни девочек посвящали дарующей плодородие светлой Деве и находились они под ее особым покровительством.
Один лик Бригид символизировал исцеление, второй – слово и справедливость, а третий – покровительство делам домашним, ремеслам и рукоделию. Имя ее связывали также с прядением и ткачеством, пивоварением, сбиванием масла, изготовлением сыра…
 
Бригид была еще и покровительницей искусства бардов. Герои, отправлявшиеся на подвиги, просили у нее защиты.
Кроме того, она почиталась как великая травница и целительница; некогда в пантеоне кельтских богов она была в ответе не только за врачевание и плодородие, но и за приход смерти. Культ ее был распространен по всей Ирландии и Британии, где ее называли Бригантией.
 
Все ритуалы и обряды праздника преимущественно связаны с очищением огнем и водой. Пламя возрождающегося Солнца, источника тепла и света, было одним из атрибутов Бригид.
Другим, не менее важным, символом богини была вода. Вода из родника, поднимаясь из темных глубин к свету небес, символизировала единение нижнего и верхнего миров.
Накануне праздника проводили обряды очищения «огнем и водой»: наводили чистоту в доме, прибирались в хлеву, перебирали съестные припасы, чистили очаги в домах, сжигали старье и ветошь.

Символом плодородия в Имболк служило молоко: его пили, им поили землю, освящали дома, обрызгивая постели, углы, и дверные проемы. Пекли хлеб и сбивали свежее масло для жертвоприношений Богине. Существовало поверье, что в эти дни Бригид, благословляя каждый дом, странствует по свету в сопровождении молочно-белой коровы, которой многие оставляли приношения у крыльца.

Имболк – один из первых в истории домашних праздников, который отмечали не всем племенем, а семьей. В этот день оставляли подношения духам дома, не забывая также выставить за порог миску со свежим молоком для гостей из Иного мира, что остались «без крыши над головой».
Есть у праздника еще одно имя – Candlemass (англ. «месса со свечами»). Связано оно с обрядами очищения огнем, сопровождающими все четыре кельтских Огненных праздника Солнцеворота.
Из-за непогоды праздник волей-неволей переносился под крыши жилищ и обилие свечей заменяло ритуальный Костер очищения в канун сакрального праздника Возвращения Света.
К празднику алые ленты, гирлянды и прочие украшения Йоля убирают в сундуки до следующего сезона. Наступает пора обновить алтари, заменить свечи, до краёв заполнить чашу приношений молоком.
В Имболк зелени на алтарях нет, преобладают белый, сливочный, бледно-желтый, цвет слоновой кости и топленого молока. Нарядные покрывала заменяют полотном пастельных тонов. Украшают алтари белыми и желтыми цветами.
В христианском календаре в это время отмечен значимый праздник Сретение, один из «межчетвертных дней», отмечающий серединную точку между Солнцестоянием (Рождеством) и Равноденствием (Пасхой).
Сретение наступает через 40 дней после Рождества, в день проведения церемонии ритуального очищения Богоматери. Евангелие от Луки 2:22-39 повествует, что Мария в согласии с законом Моисеевым очистилась и пришла в Иерусалимский храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Отсюда формальные названия праздника: Очищение Девы или Представление Младенца Иисуса в храме .

Имболк – традиционное время предсказаний погоды, и, вероятно, предшественник Дня Сурка в Северной Америке.

В разных частях света предсказывают погоду по поведению мелкого зверья: землероек, барсуков, и сурков, разумеется. Если зверек вышел из норы и вернулся в нее, «увидев свою тень», то зима продлится еще 6 недель. Если же он в нору не вернулся, весна придет раньше, морозов больше не будет.

Имболк – магическое время проведения ритуалов и таинств четырех стихий, нацеленных на очищение и возрождение. По традиции в этот день зажигают все лампы в доме хотя бы на несколько минут, а в ритуалах используют как можно больше свечей.

Говорят, что приход весны в канун февраля заметит лишь тот, кто способен заглянуть за завесу реальности. Тот, кто грядущие перемены уже ощущает и предвкушает…

Встречайте возвращение Света! 

© Tamta Rot, 2015